текст о пшеничном поле

0 Comment

ВЕЛЕС КАК ПОКРОВИТЕЛЬ ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Не менее очевидно объединение Николы и Волоса в их функции покровителя земледелия, что выражается прежде всего в особом обряде завивания Миколиной бородки (см. описание этого обряда: Макаренко, 1913, с. 80, 110; К. Завойко, 1917, с. 16 17; Логиновский, 1902, с. 197; Герасимов, 1900, с. 133; Зобнин, 1894, с. 56; Громыко, 1975, с. 92; Терновская, 1977, с. 98, 99, 108). Есть основания полагать, что Миколина борода означает то же самое, что и Волосова борода (см. об обычае завивать бородку Волосу: Иванов и Топоров, 1974, с. 63; Терновская, 1977, с. 108). Это наглядно видно в следующем описании данного обряда, относящемся к Череповецкому уезду Новгородской губернии: Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: Ты верти бороду Волосу, или В е л е с у, другояко скажут”. Та три раза ходит около куста и, захватывая серпом пряди по 30-ти колосьев, припевает: 
Благослови-ка меня, Господи, 
Да бороду вертеть: 
А пахарю-то сила, 
А севцу-то коровай, 
А коню-то голова, 
А Микуле борода. 
(Е. Барсов, 1878, с. 803804) 39
Итак, Волос и Никола выступают здесь как эквивалентные наименования, причем замечательно, что, обращаясь друг к другу, говорят о Волосе, но, обращаясь к Господу, о Николе40.

Показательно, что слово житель может означать как икону Николы (Зеленин, 1903, с. 53; СРНГ, IX, с. 189), так и необмолоченный сноп в овине, которому придается особый мифологический смысл (Потанин, 1899, с. 190191).

Отметим еще обычай праздновать Николины святки в течение трех дней 4, 5 и 6 декабря41; в эти дни в Харьковской губернии варили кутью и узвар, чтобы на будущий год был урожай на плоды и на ячмень (П. Иванов, 1907, с. 180). Можно полагать, что Николины святки это своеобразный вариант микольщины. Во всяком случае празднование микольщины могло иметь не только скотоводческую, но и земледельческую направленность. Так, в Белоруссии, по свидетельству Богдановича (1895, с. 110), микольщину справляли, чтобы обеспечить хороший урожай в будущем году, а также в благодарность за хороший урожай предыдущего года (теперь микольщину справляют только пастухи да конюхи, замечает, однако, тот же исследователь).

Отсюда может объясняться в той или иной степени и фольклорный образ Микулы Селяниновича, языческие истоки которого представляются, вообще говоря, вполне очевидными (ср.: И. Плотников, 1919)42. Знаменательно в этой связи, что на другой день после вешнего Николы, т. е. 10 мая, празднуются именины земли, которые прямо связываются в народном сознании с образом Николы (Е. Марков, 1887, с. 8; Мельников, VII, с. 443; см. также об именинах земли: С. Смирнов, 1913, с. 267; Максимов, XVIII, с. 273; Добровольский, 1900, с. 45) и называются иногда Николин батька (Дикарев, 1905, с. 124; Никифоровский, 1897, с. 122, 880; П. Иванов, 1907, с. 140; ср. выше, III.1.5). Ночью, накануне именин матери земли, крестьяне призывали Николу как покровителя земледелия: 
Микула-свет, с милостью 
Приходи к нам, с радостью, 
С великою благостью! 
Держимся за сошку, 
За кривую ножку… 
Мать Сыра Земля добра, 
Уроди нам хлеба, 
Лошадушкам овсеца, 
Коровушкам травки! 
(Мельников, III, с. 4; ср.: Е. Марков, 1887, с. 8) 43
Ср. между тем уже цитированное выше ( III. 1.2) указание в былинах об Илье Муромце,что Микулу Селяниновича любит матушка сыра-земля; в рассказе о свадьбе Святогора сообщается, что в сумке у Микулы Селяниновича тяга земная, и т. п (Рыбников, 1, с. 319, 321; Рыбников, II, с. 582).

Образ Микулы Селяниновича вообще непосредственно смыкается с образом св. Николая-земледельца, который ходит по межам для ниспослания плодородия (Никифоровский, 1897, с. 102, 247, 703, 1954). Ср. отражение этого образа в песнях: 
Как Николушка-то по полю ездит, 
Суслончики пересчитывает 
Оржаные, пшеничные! 
(Земцовский, 1970, с. 141, 119; ср. здесь же под 120 аналогичную песню об Илье)
Святая Микола, старая особа, 
Нет яго дома, пошоу у поля 
По мяжах ходзиць, житцо родзиць. 
(Шейн, 1874, с. 95)
Нередко Никола выступает в соответствующей функции в фольклорных текстах наряду с другими святыми, прежде всего с Ильей или Георгием (см., например: Шейн, 1874, с. 77, 85, 89, 93, 105; Шейн, I, 1, с. 138, 148, 154, 156); однако в ряде текстов данная функция признается специфичной для Николы, который противопоставляется другим святым именно как покровитель земледелия. Так, в одной белорусской песне Бог посылает за Николой Петра и Илью, но те говорят: Я коня не маю, Миколу не знаю.

Позвать Николу берется св. Юрий, у которого есть конь. По пути он встречает Николу и спрашивает: Гдзе-жа ты Микола прозабавиуся?. Никола отвечает: 
Я по полю ходзиу да росу росиу, 
Я по меже ходзиу, жито родзиу, 
Я по бору ходзиу да рои садзиу. 
(Шейн, 1874, с. 99)
Достаточно выразительна и поговорка: На поле Никола общий бог (Даль, 1904, I, с. 9; Ермолов, I, с. 264)45 или в другом варианте: На поле Никола один бог (Каравелов, 1861, с. 274). Представление о связи Николы с оплодотворением земли нашло отражение также в пословице: Не посеешь, так Никола перст не воткнет (Бирюков, 1953, с. 246247).

Успенский Б. А. “Филологические разыскания в области славянских древностей.

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *